Эффект прекрасного воздействия или Музыкальное воспитание «до» и «после» рождения
Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ребенка
Влияние музыки на физическое и эмоциональное развитие детей активно изучается учеными. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, чаще всего в виде толчков. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит свои беспокойные толчки. А музыка в стиле рок или хэви-металл может спровоцировать настоящие «танцы» плода в животе матери. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.
Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.
Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира – пока что единственный способ получить плоду какую-то информацию о том мире, в котором ему предстоит появиться.
Но вот малыш родился. Соприкосновение с музыкой новорождённых чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков. Ритмичные песни, которые вы поете своему малышу, способствуют развитию его мозга.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Ученые Института педиатрии РАМН продолжили эти исследования.
Самыми первыми пациентами, которые получили лечение музыкой ( «музыкотерапия»), стали новорожденные отделения недоношенных. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими нарушениями, полученными при рождении.
Закономерен вопрос: какую музыку должны слушать младенцы?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Это может быть, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама, колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем просто музыкальные звуки. А живое пение — сильнее и тоньше для восприятия, чем записанное на диск или кассету инструментальное исполнение. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.
А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» «Времена года» Чайковского, «Весна» из «Времен года» Вивальди, маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно сделать это с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство. Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
Музыка в силу своей богатой и многогранной внутренней природы является составной частью любого воспитания и одно из важнейших средств физического и эмоционального развития детей.