Год новизны и творческой работы
Закончился учебный год. Какие изменения он внес в образовательный процесс, о достижениях педагогов и учеников, итоги государственно экзамена – об этом и другом в беседе с начальником отдела образования О. Зубковой.
— Оксана Анатольевна, что нового внес в образование 2016-2017 учебный год? Какие изменения происходят в вашей системе?
— Самое большое количество изменений и инновационных проектов связано с системой общего образования: введение новых федеральных государственных стандартов на всех уровнях, совершенствование Единого государственного экзамена, развитие инклюзивного образования, проведение независимой оценки качества образования и др.
В 2016-2017 учебном году общее образование было представлено 5 средними общеобразовательными учреждениями, 6 филиалами, 2 основными общеобразовательными учреждениями. В 2017-2018 учебном году изменений в образовательной сети не предусмотрено.
Разработана и утверждена «дорожная карта» по обеспечению доступности учреждений для лиц с ограниченными возможностями. Функционирует 4 образовательных учреждения, участников Государственной программы «Доступная среда». И все они зарегистрированы на общероссийском информационном портале «Жить вместе».
— Основным показателем обучения является качество знаний и успеваемость. Есть ли в районе положительная динамика?
— За последние годы образовательные учреждения показывают стабильный уровень успеваемости и качества знаний.
Выросло качество знаний по литературе, русскому языку, истории, географии, немецкому языку, биологии, физике и химии на 1-2 %. При этом отмечается снижение этого показателя по информатике, английскому языку, математике. Положительная динамика наметилась при сдаче ЕГЭ.
Наиболее популярными предметами стали: обществознание – 21 выпускник (63%); физика – 16 выпускников (48 %).
Все 33 выпускника успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем общем образовании.
Средние баллы ЕГЭ в этом году сохранились на уровне прошлогодних, при этом следует отметить рост, правда небольшой, по всем предметам.
Наиболее высокие результаты выпускники показали по русскому языку: 5 участников ЕГЭ получили более 80 баллов (Лопушская и Краносельская школы), выпускница Кокинской школы набрала 93 балла. В этом учреждении у выпускника 83 балла по химии и 86 по биологии. Выпускница Лопушской школы им. Н.М. Грибачева набрала 86 баллов по обществознанию.
Как известно, пять выпускников получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении» (Лопушская, Выгоничская и Кокинская школы).
— Как внедряются образовательные стандарты на уровне общего образования? Имеются ли проблемы?
— В прошлом учебном году 998 учеников 1-6 классов обучались по новым стандартам. Были разработаны и утверждены основные образовательные программы, определен список учебников и учебных пособий, выбрана оптимальная модель организации образовательного процесса.
Учебники по новым ФГОС поступают в полном объеме бесплатно. За счет средств местного бюджета закупаются недостающие учебники для учащихся 8-11 классов и для вновь прибывших учеников. Проблем с организацией нет.
— Оксана Анатольевна, в настоящее время образовательные организации помимо учебной работы занимаются и инновационной. Есть ли у нас в районе такие примеры?
— В прошедшем учебном году Кокинской школе присвоен статус региональной инновационной площадки «Разновозрастное профильное обучение в условиях сельской школы». Школа стала победителем Всероссийской выставки образовательных учреждений РФ. В 2017-2018 учебном году Выгоничская школа и детский сад «Аистенок» станут региональными инновационными площадками в рамках Ассоциации педагогических работников Брянской области. Они будут работать по преемственности между дошкольным и общем образованием по практико-ориентированному подходу.
— Мы знаем, что ни один год не обходился без побед и достижений наших методических объединений и учителей-предметников. Если не о всех, то о некоторых поведайте.
— Сеть районных методических объединений на сегодня представлена 17 методическими объединениями, на которых рассматриваются самые актуальные вопросы. В январе был проведен районный конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2017». Его победителем стали Наталья Николаевна Черезова, учитель математики Кокинской школы. Она приняла участие в региональном этапе конкурса и получила специальный приз «за любовь к детям». Если провести мониторинг участия педагогов в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней, то можно сделать вывод, что самое активное участие в них принимают педагоги Кокинской школы. Вот некоторые примеры. Всероссийская дистанционная олимпиада «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС» — победитель Е.Сенькова. Международный конкурс «Изумрудный город» (номинация: внеклассное мероприятие) — диплом за 1 место у Е.Романенко. Всероссийский конкурс методического мастерства «Методисты. ру» — Т. Митюгина диплом 1 степени. Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» (номинация профессиональная компетентность учителя русского языка в условиях ФГОС) — диплом за 1 место у И. Лямзиной. Большекрупецкой филиал Орменской школы – во Всероссийском дистанционном конкурсе учителей (номинация: фестиваль уроков 2016-2017 уч. года) В. Куликова стала обладательницей диплома 1 степени. Переторгский филиал Лопушской школы — Всероссийская онлайн-олимпиада «Особенности ФГОС основного общего образования» — победа у Е. Степиной. Это не все призеры. Не перечесть побед и у учащихся. Приведу несколько. Ученик Кокинской школы Евгений Зайцев (рук. А. Хомутов) стал победителем регионального этапа и призером Всероссийской олимпиады по технологии.
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» — победитель в номинации «Моё любимое кино» Утынский филиал Лопушской школы, (ученик Андрей Решетнев, руководитель О. Шитикова). Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры «Русь уходящая» — 5 участников и диплом первой степени у С. Сигаева из Орменской школы.
Кокинская школа: Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по русскому языку, литературе, английскому языку, математике и логике, ИЗО, истории, ОБЖ, географии, биологии, истории, химии – 29 дипломов за 1 место.
Выгоничская школа: Всероссийский дистанционный конкурс-олимпиада с международным участием по русскому языку и литературе — 2 победителя; Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по английскому языку — 2 диплома 1 степени; Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием, начальная школа — 7 первых мест, 2 участника — третье место; Всероссийский конкурс «КИТ» — 4 первых места, 6 человек — 2-3 место; Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс» (информатика) — 1 место по региону.
— Какие изменения происходят сейчас в дошкольном образовании?
В Выгоничском районе функционирует 10 муниципальных дошкольных учреждений и 6 дошкольных групп при общеобразовательных школах.
Основным видом методической работы являются профессиональные объединения и семинары.
В целях выявления, поддержки и распространения инновационного опыта были проведены конкурсы на муниципальном уровне: «Воспитатель года- 2017», победителем которого стала — Л. Белокаменцева, в дальнейшем представляла район на региональном уровне; конкурс лучших педагогических работников дошкольного образования в рамках национального проекта «Образование», победитель -, Н. Андреева д/с «Мозаика», удостоена премии главы администрации Выгоничского района.
В региональном конкурсе на денежное поощрение лучших педагогических работников дошкольных учреждений принимала участие воспитатель детского сада «Аистёнок» Н. Скуратова. Она стала победителем и удостоена гранта Губернатора Брянской области.
— Оксана Анатольевна, наметились ли изменения в дополнительном образовании детей?
— В 2016-2017 учебном году Лопушская школа стала районной площадкой Российского движения школьников. Был проведен межрайонный семинар по данному направлению. Учащиеся участвовали в областных профильных сменах и конкурсах в рамках Движения.
Несмотря на трудности и проблемы, система образования Выгоничского района находится в режиме развития, решает задачи, выдвигаемые перед ней гражданами и государством.
— Спасибо за беседу. Успехов Вам в работе.
Беседовал Александр ВАСИЛЬЕВ.