Дорожная история Михаила Гончарова

При доступных современному человечеству скоростях и при среднем расстоянии от Земли до самой дальней планеты Плутона в 5,7 миллиарда километров, за 51 год можно слетать туда и обратно два раза.
Но, хоть все мальчишки его поколения просто бредили космосом, Михаил Андреевич Гончаров не космонавт. Его страстью и мечтой с самых малых лет было стать водителем, шофером! И цифра в 51 год прозвучала не зря. Именно столько Михаил Андреевич бессменно крутит баранку. По земным масштабам, намотал он по своим бесконечным дорогам не так уж и мало, в среднем, побольше шести миллионов километров сложится!
И все же, как начиналась водительская дорога, как складывались те самые первые километры Михаила Гончарова? Ответ на этот вопрос даст картинка из раннего детства субботовского мальчика Миши Гончарова, который в многодетной крестьянской семье уже в шесть лет наравне со старшими, управляя лошадью, становился за плуг, боронил, таскал волокушей копны сена…
— Конечно, такая работа мне поручалась изредка, — вспоминает свое детство Михаил Андреевич. – Но, бывало, идешь в борозде, еле доставая до плуга, тужишься, сопишь, потом, а то и слезами обливаешься и мечтаешь: «Вот было бы здорово, если б пахать все это поле трактором, мешки и сено возить – на машине! Вырасту – обязательно стану шофером!»…
Так, дав слово самому себе, он и шел к своей мечте. Сначала учился в Субботовской сельской школе. Она, кстати, известна тем, что в свое время ее закончил наш знаменитый земляк, Герой Социалистического Труда, писатель Николай Матвеевич Грибачев, а другой Герой соцтруда — Петр Дмитриевич Рылько — был одно время ее директором.
Закончив школу в 1966 году, Миша Гончаров поступил в Почепское СПУ № 6, где спустя два года получил права тракториста-машиниста и права шофера 3-го класса.
До армии оставалось чуть больше полугода, поэтому новоиспеченный механизатор и шофер не стал бездельничать, а сразу нашел работу по специальности. Те самые первые водительские километры Михаил Гончаров начал отсчитывать с 26 октября 1968 года, когда устроился в «Брянсксовхозстрой» и сел за баранку старенького бортового ГАЗ-51. А 5 мая следующего года, как раз в собственный день рождения, Михаила призвали в ряды Советской Армии.
Молодому солдату выпала честь служить в группе советских войск в ГДР, в войсках ПВО. Но и здесь служба у него была за баранкой знаменитой М-20, называемой «Победой».
— Как ни говори, а все-таки на Западе не только от водителей, но и от всех нас, представителей Советского Союза, требовалась исключительная аккуратность во всем, — рассказывает Михаил Гончаров. – Не дай бог попасть в какую-то неприятность или, еще хуже, поддаться на провокации. Поэтому прежде, чем сесть за руль, мне пришлось переучиваться, чтобы иметь право передвигаться по дорогам ГДР. После этого меня определили служить при штабе дивизии и быть личным водителем у командира. Так и прошли два года моей службы. Можно сказать, водительское мастерство стал оттачивать на непохожих на наши трассах-автобанах далеко на чужбине.
Колесить по родным дорогам Михаил Гончаров стал сразу же после службы. В Брянском таксопарке, только посмотрев на его водительский стаж, да еще и выбранному секретарем комсомольской организации, Гончарову сразу доверили новенькую ГАЗ-21 «Волга», за редким исключением, оборудованную еще и рацией, чтобы в любое время получать заказы непосредственно от диспетчера.
У каждого шофера в его водительской биографии обязательно найдется случай, история, которые он обязательно запомнит на всю жизнь и готов пересказывать их снова и снова. У Михаила Андреевича таких случаев два, и произошли они почти сразу один за другим.
Первый — это когда по той самой рации в 6 утра позвонила диспетчер и дала наряд: «Поезжай на Карачиж в столовую. Там подберешь двух девушек с пирожками и отвезешь их торговать на Центральный рынок».
Из своих пассажирок водитель приметил не ту, что уселась на переднее сиденье, всю дорогу тараторила и явно заигрывала с видным парнем, а ту, что сзади скромно сидела молча и переживала лишь об одном, — чтоб не упали ее термосы с пирожками.
Зато Михаил теряться не стал. Узнал, как зовут приглянувшуюся пассажирку, где живет… Первое свидание, как водится, — походы в кино, а уже через месяц повел он свою Машеньку в ЗАГС. Так случайная дорожная встреча и стала для них судьбой.
Такой же судьбоносной стала вскоре и вторая дорожная история, когда случайным пассажиром Михаила Гончарова стал упоминавшийся в начале Рылько Петр Дмитриевич. Тогда он уже был директором Кокинского сельхозтехникума. Умел Петр Дмитриевич подбирать толковых людей. Заметил он и подвозившего его водителя-таксиста. Пока доехали от Брянска до Кокина, узнал, что у парня нет своего жилья, что с молодой беременной женой снимают чужой угол, что родом он из Выгоничского района… Словом, решил руководитель переманить его к себе, сделать Михаила личным водителем и, естественно, сразу дать молодой семье квартиру. Кто устоит от такого предложения? Михаил согласился. Так начался кокинский период в его судьбе.
Директора Рылько возил он до мая 1980-го. В том же году, когда открылся Брянский сельскохозяйственный институт, они вместе встречали на вокзале вновь назначенного ректора Ващекина Егора Павловича. Передавая символические бразды правления, бывший руководитель, среди прочего, попросил преемника, чтобы тот оставил у себя водителя Гончарова.
Ващекин так и поступил. И еще двадцать лет Михаил Андреевич Гончаров проработал в одной своей должности личного водителя руководителя.
Кто-то всю жизнь строит карьеру: становится политиком, руководителем, добивается наград и званий… Если можно так сказать, пошла карьера в гору и у водителя Гончарова. С 2004 года он стал работать в автобазе Правительства Брянской области. Теперь ему приходилось возить высших руководителей области, встречать и провожать высокопоставленные делегации и гостей.
Так же, как и у этих руководителей, рабочий день у их водителя — ненормированный. Как и прежде, приходится бывать в командировках, случается частенько домой возвращаться за полночь или под утро. Но его жена, Мария Андреевна, и встречает, и провожает мужа всегда! По беспрекословному заведенному ею порядку, она ни разу за все эти годы не пропустила, чтобы встать пораньше, подготовить супругу чистую, отглаженную одежду и… обязательный «тормозок» — пакет с едой и термосом. «Как встретил я тебя саму первый раз с термосом, так и мне пришлось с ним всю жизнь проездить», — любя, посмеивается он над супругой. А если серьезно, то любовь, семья, забота друг о друге, как считает Михаил Андреевич, — это и есть то, что хранило и хранит его в любых дорогах всю жизнь, заставляет его думать, что дома его ждут, и из поездки он должен вернуться живым и невредимым. Может поэтому за все 50 с лишним лет у Гончарова ни одной серьезной поломки и аварии?
Этот 100-процентно верный секрет Михаил Андреевич Гончаров готов раскрыть всем своим коллегам-водителям в канун их профессионального праздника: «Будьте удачливы и внимательны на дорогах, братья! Помните, что дома вас любят и ждут! И, как говорится, ни гвоздя вам, ни жезла!».
Владимир ТАНАНЫКИН.
Фото Ольги ГОНЧАРОВОЙ.