Нашей юности школьной далекие годы

5 февраля 2022, 10:46 | Общество 96

Школьные выпускники 1972 года отмечают в этом году свой 50-летний юбилей. Отмечает его и наш класс -10 «б» Выгоничской школы. Мы, вчерашние выпускники Городецкой 8-летней школы, влились в этот класс в 1970 году. Мы — это автор этих ...

Школьные выпускники 1972 года отмечают в этом году свой 50-летний юбилей. Отмечает его и наш класс -10 «б» Выгоничской школы.
Мы, вчерашние выпускники Городецкой 8-летней школы, влились в этот класс в 1970 году. Мы — это автор этих строк, моя однофамилица Валя, Таня Канаева, Катя Симонова, Коля Токмаков, Таня Шаборинская. Был ещё Пётр Рассадин, но он покинул школу после 9 классов.
Адаптация новичков, тесное знакомство прошли на сентябрьской «картошке» на совхозных полях “Северного”. А потом потекли школьные будни, насыщенные всевозможными мероприятиями: комсомольскими собраниями; спортивными соревнованиями; участием в агитбригадах с выступлениями по животноводческим фермам. Летом — подходы и стройки. Кстати, один их хозобъектов на территории школы до сих пор стоит, не развалился!
На этом фото наш класс запечатлен в день «выпускного». Здесь мы все молодые и счастливые, что закончили школу, рядом со своими преподавателями. Не со всеми, конечно. В первом ряду с Галей Малаевой, нашим школьным комсоргом, — военрук Лазарев Иван Северьянович. Знаменитейшая личность! Военный фотокорреспондент запечатлел момент, когда Иван Северьянович ставил свою роспись на поверженном рейхстаге в Берлине в мае 1945. Следующий — наш «классный», тоже участник Великой Отечественной — Ериженко Иван Александрович. Вёл у нас алгебру и геометрию. Одна из первых моих оценок по контрольной по алгебре была «2». Но в Похвальном листе среди прочих предметов первыми значились именно эти — алгебра и геометрия. Любил заниматься садом, пчелами. Замечательный был педагог, как и следующий в ряду — географ и директор школы Лысак Василий Иванович, участник войны. Вообще, в те времена во всех школах работали педагоги-фронтовики. На классных часах они делились с нами а своем боевом времени. Мы, — юноши, впитывали в себя
их мужество и героизм, старались быть дисциплинированней и настойчивее в достижении поставленных целей.
В центре первого ряда — первая учительница моих выгоничских одноклассников — Горбатикова Ирина Ивановна. Она начинала преподавать в начальных классах в Городецкой школе в 40-х годах. Петров Андрей Никитович следом, за Горбатиковой, — это наш учитель физики. Говорят, что физики — лирики. Наверное. Но как он нам в свободную минуту, или отступая на мгновение на уроке от физики, пояснил, почему Толстой в «Войне и мире» дал именно такие имена своим героям — запомнилось на всю жизнь. Иногда,
выражая некоторое недовольство «ходом мысли» отвечающего у доски или с места, мог ввернуть что-нибудь по-немецки, к примеру, «доннерветтер». Он тоже воевал, но был пленён, и долгое время находился в фашистских концлагерях. Как и Иван Александрович, тоже любил заниматься в саду. До последнего его дня, встречаясь с ним, всегда находили тему для разговора. Обидно было за него, что он сам себя никогда не считал настоящим фронтовиком, и не стоял в одном ряду с ними на праздниках и торжествах.
Криштопова Мария Петровна и Шалобод Александра Петровна учили нас истории и биологии, капитан Журавов Владимир Михайлович и Лапоников Михаил Александрович заботились о нашем физическом совершенстве. Закрепляла в нашем мозгу тот самый «доннерветтер» Лапоникова Людмила Алексеевна. Виктор Павлович Напреенко и его любимое подбадривающее — «Молодца!» — увлекали наше сознание в мир астрономии…
Выросли мы. Поступили в университеты, институты, техникумы. А кто-то пошёл служить. Наиболее напряженной была служба, пожалуй, у Александра Павлюкова — на фото он в самом центре. Саша был из нас самый рослый и широкоплечий, и не случайно попал в десантные войска, да ещё в одну из спецбригад. 104 прыжка с парашютом, два из них на «захват» Сещинского военного аэродрома. Отслужив, вчерашние солдаты принялись догонять тех одноклассников, кто уже учился на третьем, четвертом курсах.
Закончили, и с дипломами в руках разлетелись кто куда. Валя Горшкова — на Кольский полуостров, Володя Маркелов — к Байкалу, Володя Моисеев — В Ленинград… Но большинство закрепилось на Брянщине, в том числе и в своем районе.
Не стали «академиками» и «народными», но честно трудились (а кто-то и продолжает ещё трудиться) докторами и учителями, инженерами и рабочими. Хотя, настоящим академиком мог, без сомнения, стать Колзунов Володя. На фото он во втором ряду третий слева.
Это был наш «вундеркинд». Учился на пятёрки. Вот только физкультура и труд у него «не шли». «Не шли» и всё тут. Вместе с аттестатом ему вручили серебряную медаль. По нынешним временам это не проблема. А тогда и речи не могло быть, чтобы вот так, просто, «натянуть» оценки, тем более по таким предметам (да и мать, и отец у него были педагогами, могли бы походатайствовать). Не успел. Смерть вырвала его из наших рядов одним из первых.
Нет на этом свете Сальниковой Татьяны и Макарцовой Тамары (крайние во втором ряду). В рассвете сил ушёл наш красавец- спортсмен, моряк Северного флота Токмаков Николай (четвертый справа во втором ряду). Не стало Котова Александра (третий ряд первый справа), Зарубина Саши и Маркелова Володи (пятый и седьмой в третьем ряду справа). Светлая им память.
Одноклассники, юбиляры! Поздравляю вас всех с этой знаменательной в наше жизни датой! Здоровья вам! Из того времени говорю: «Пусть говорят, что вся жизнь впереди, только юность нельзя позабыть!»

Александр АНИКАНОВ, «золотой» выпускник — 1972


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Январь 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить