Мой последний бой

Погорелов Сергей Дмитриевич (18.12.1926-23.02.2007)
«Последний бой он трудный самый. Для меня он состоялся в апреле 1945 года в немецком городе Бреслау, переданном после войны Польше и переименованном во Вроцлав.
Было это так. 12 января 1945 года после прорыва глубоко (до 500 километров в глубину и до 60 километров по фронту) эшелонированной обороны немцев на Сандомирском плацдарме третий штурмующий батальон 875-го стрелкового полка, 294-ой стрелковой дивизии, в котором я служил, двинулся вперед, вглубь Германии. Бои по пути движения были кровопролитные, тяжёлые. Однако мы все, от офицера до рядового солдата, воодушевленные патриотическим подъёмом в Советской Армии, не взирая на яростное сопротивление фашистов, упорно продвигались навстречу победе и были уверены в том, что нам посчастливится штурмовать Берлин.
Но, увы! На пути нашего наступления стоял город Бреслау, взять который необходимо во что бы то ни стало. Для успешного выполнения задания нам потребовались кратковременный отдых, замена обмундирования и боевое пополнение. Вместе с тем сходу Бреслау взять не удалось, так как город был хорошо укреплен дотами, стальными колпаками, а каждый многоэтажный дом был оборудован мощными узлами сопротивления. За каждый дом, за каждый подъезд приходилось драться сутками беспрерывно. Гарнизон города, как в последствии выяснилось, состоял из отборных войск СС и власовцев, которым за совершение преступления против своего народа терять было нечего. Завязались бои невиданного накала.
С целью уменьшения потерь с нашей стороны, командование решило создать штурмовые группы численностью 10 человек. Одна из таких групп нашей роты ворвалась в большой дом и организовала круговую оборону. Дом стоял на пути передислокаций немцев, поэтому они увеличили число солдат с намерением уничтожить обороняющихся. Создалось критическое положение. Командир взвода, лейтенант Саенко (всю жизнь буду помнить фамилию этого мужественного офицера) собрал оставшихся бойцов, и мы отбили первые атаки, ворвались в дом. Тогда же к дому подошли немецкие танки и с близкого расстояния стали обстреливать нас из орудий.
Гранаты кончились, патроны на исходе, положение наше ухудшилось с каждой минутой. В это время раздались выстрелы танковых орудий наших Т-34. Подошли, родные, вовремя!
Но через несколько мгновений фашистскому танку удалось попасть в окно второго этажа, с которого мы удачно оборонялись. Меня ранило и контузило, я потерял сознание. Очнулся уже перевязанным бинтами. Дом удержали! Это был мой последний бой в Великой Отечественной войне.
Бреслау все же мы взяли 7 мая, через пять дней после капитуляции Берлина.
За бои на Висло-Одерском плацдарме меня наградили орденом Славы III-ей степени, но я затерялся в госпиталях, потом сама награда где-то потерялась. В общем, получил я орден только к 25 годовщине Великой Победы».
Из архива библиотеки с. Скуратово