Её профессия – учить говорить
2021 год в России объявлен Годом науки и технологий.
Это хороший повод для проведения в детских садах различных мероприятий по привлечению внимания детей к научным открытиям и использованию инновационных технологий в образовательном процессе.
Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, взрослые, должны идти в ногу со временем и стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе инноваций — это не модная тенденция, а требование времени, дающее возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях и повысить его эффективность.
Казалось бы, есть все для развития малышей: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но возможно ли полноценное развитие в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы – отчеты, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Необходимость использования речевых средств звучит уже в самом названии социально-коммуникативной области. Поэтому роль речевого развития в полноценном формировании личности первостепенна.
С 7 по 13 апреля в Брянской области прошел региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Наш район представляла учитель-логопед МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино А. Дунаева.
Тема опыта, которую представляла Александра Геннадьевна на областном конкурсе, называется «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий».
Теоретической основой её работы стали труды великих педагогов-классиков (К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского), которые утверждали, что познавательные потребности являются важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка, влияют на формирование его характера, эмоций и личности в целом. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). В логопедической деятельности педагог ориентируется и на «Программу коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи» Н. Нищевой.
При правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Методика, разработанная А. Дунаевой, позволяет в доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества познавательной активности детей и информированности родителей.
В логопедическом кабинете и группах старшего дошкольного возраста оборудованы и эффективно используются познавательные зоны. Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические, наглядные, а также методические материалы для решения задач по развитию познавательных способностей у детей, в том числе детей с речевыми нарушениями.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Он учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. Поэтому, в своей работе Александра Геннадьевна старается создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.
Н. ГРУЗДОВА, методист отдела образования