Александр Дятлов: «Надо жить и помнить. Жить за тех, кого нет с нами, а помнить, чтобы это не повторилось»

15 февраля 2022

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана.

Новая памятная дата установлена, чтобы напомнить об этом событии, а также в память о более 14 тысячах советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской войны.

Многие историки и аналитики называют войну в Афганистане самым жестоким и кровопролитным полем боя, развернутым после Великой Отечественной войны. В январе 1980 года чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила ввод советских войск в Афганистан, назвав это агрессией. В Советском Союзе долгое время правда об афганской войне скрывалась, солдат и офицеров называли нейтральным словом «интернационалисты», умалчивая истинную роль участников военной кампании.

Следует подчеркнуть, что в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. 25 тысяч воинов отдали свои жизни во время исполнения служебного долга.

Таким образом, эта дата введена в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны после Второй мировой войны, выполняя взятые СССР и РФ международные обязательства по оказанию военной помощи дружественным странам.

В преддверии памятной Даты наш корреспондент встретился с ветераном боевых действий в Афганистане, Александром Анатольевичем Дятловым из с. Лопушь, чтобы задать ему несколько вопросов.

— Александр Анатольевич, добрый день! Зная о войне не понаслышке, вдруг попасть в самое пекло, страшно было?

— Добрый день! Сложно сказать. Этот страх я бы разделил на несколько периодов. Первый период – страх неизвестности. Неизвестность, куда попадешь. Когда попадаешь, начинаешь осмысливать свои действия – страх проходит. Начинаешь потихоньку привыкать. Но такое случается не со всеми, некоторые «зацикливаются».  Страх нужно просто преодолеть. Дали задание – его нужно выполнить. Например, я в Афгане был как офицер, в то время в звании капитана. У меня подсознательно всегда стояла задача о сохранении рядового, сержантского состава. Они молодые, горячие. Как бы страшно не было – это работа.

— Александр Анатольевич, как меняется вчерашний мальчишка, превращаясь в солдата?

— Я бы сказал, что он готовится стать солдатом, особенно во время учебы в школе. Подготовка идет, с одной стороны, сознательно, но если посмотреть со стороны – на бессознательной основе. Начинается все с рядов Юнармии, и если после окончания школы юноша не «откосил» от армии, то он уже становится защитником сознательно. Да, ему и там страшно, но когда он приезжает в часть и видит таких же пацанов, как и он сам – страх проходит. Точно также происходит и «привыкание» к войне, как к своей работе. Также необходимо сказать, что многое зависит и от командира.

— В каком году Вы попали на войну и сколько Вам тогда было лет?

— Попал я на войну случайно. Начну издалека. Лиманское – это соседний полк, наш полк – Маркулешты, но будем считать, что одна дивизия. Из Лиманского —  капитан Кравцов. Получив задачу лететь в Афганистан, он, по семейным обстоятельствам (у него был ребенок, и жена была беременна вторым), отказался. Открылся резерв. К тому времени у меня родился второй ребенок, Олег. В августе 1984 года, по-моему, 16-го, был звонок начальника отдела кадров полковника Голубченко о необходимости вылета в Афганистан. Я согласился. Мне сделали загранпаспорт, в августе я переехал в другую часть.  Пришлось сменить и тип самолета: МИГ-27 на СУ-25 (штурмовик), которые активно работали в Афганистане. Границу я пересек 21 сентября 1984 года. После месячной подготовки в Ташкенте прилетели в Кабул. Из Кабула в Баграм, где нас к вечеру и расселили. Везде стреляли, поэтому ребята и командование предостерегли, чтобы не выходил после десяти часов вечера – можно было нарваться на «шальную» пулю. Мне тогда было 28 лет, я был в звании капитана.

—   Что Вы почувствовали, когда узнали, что отправитесь туда?

— Еще до командировки в сознании что-то появилось, какая-то растерянность. Что-то мне говорило о каких-то наступающих событиях. Внутренне я был готов к отправке в Афганистан, потому что мы готовились к этому еще с 80-го года. К зиме 1979 года была переброшена наша первая дивизия, 21 декабря был взят дворец президента Амина, 27 декабря основные самолеты приземлились в Афганистане.

Было такое внутреннее неуставное положение, что если имеешь двух маленьких детей – можешь отказаться, и тебя никто не будет за это упрекать. Я уже упоминал фамилию «отказника» Кравцова. Его перебросили на Дальний Восток. Думал, уберегся, оказалось – не так. Судьба и там достала. Летели они на партийную конференцию, и погибли. Это случилось в декабре 1984 года. Об этом написали в газете «Красная Звезда», откуда мы, собственно, и узнали об этом факте.

— Почему-то вспоминается песня в исполнении Марка Бернеса «Темная ночь, только пули свистят по степи…». По горам их свист слышится?

— Помню, один раз осенью, по нам стал «работать» снайпер. Вот тогда я услышал свист пуль. Я думал раньше, что свист пули слышен на любом расстоянии, однако это не так. Пуля свистит в нескольких сантиметрах от головы. Я такой свист слышал 7 раз. Как-то мы этого не испугались, видимо, уже привыкли.

— Как отреагировали Ваши родственники, друзья и близкие?

— Я благодарен своей жене, убедился в том, что она – настоящая жена офицера. После того, как она услышала о моей командировке, то никаких запретов, криков не было, все было хладнокровно. Когда прощались, она плакала, но я пообещал ей, что вернусь. Может, сыграло роль воспитание и советская закалка, не знаю. Все родные данный факт восприняли как должное, надо – значит, надо.

—  Сколько времени Вы там прослужили?

— Начало событий – 21 сентября 1984 года, а 3 декабря 1985 года прилетели другие самолеты из других гарнизонов, и нас сменили.

— Сложно было привыкнуть к климату той страны?. Жара, песок, горы…

— Особенность моей службы в том, что уже став лейтенантом, я продолжал заниматься спортом (обливаться холодной водой, плавать). Со школы я готовился стать офицером, а значит, много уделял внимания своему здоровью. И честно говоря, я не заметил, чтобы этот климат как-то на меня повлиял. Меня не коснулась никакая болезнь. Когда находились в Баграме с высотой над уровнем моря 1300, — было, конечно, легче, было не так жарко. В общем, нормально перенес климат.

— В чем состояла Ваша служба? Каковы были ее особенности?

— Особенность моей службы в Афганистане состоит в том, что на период 1984-1985 годов в Баграме  находилась одна эскадрилья СУ-25, вторая находилась в Кандагаре, и они выполняли различные боевые задачи. К тому времени их прибавилось, и переломный момент наступил в 1984 году. Нужно было больше самолетов, и в Афганистан я попал с задачей формирования нового полка. Кадры прибывали из 18 округов, частей и гарнизонов. Совсем разные люди, с разными характерами, с разными взглядами. Некоторые говорили, что их послали якобы на учения и без их желания. Мы, руководящий состав — Руднев Александр Александрович, ныне покойный (погиб), и я, — формированием полка занимались 4 месяца. Изучали, на что способны летчики, техника, механики, то есть, практически, их готовили. В то же время шла и боевая работа. Заздравнов Володя, был такой лейтенант. Он сбрасывал бомбы с большой высоты, берег себя от «стингеров». Шумихин Сергей («король Паншера», как мы его называли), наоборот, был очень рисковым человеком. Мог опуститься очень низко, чтобы уничтожить душманов. Когда Володя освоился, переборол страх, тоже стал снижаться. К сожалению, оба погибли. Я думаю, что первый, освоившись, потерял бдительность, а второй – страх.

— Скажите, как сложилась Ваша судьба после Афганистана?

— Видимо, Бог меня спас, когда я попал под обстрел. Прибыл в хорошем настроении домой. Получил должность замначальника технической части. Занимался «обустройством» людей. В 1986 году я был избран секретарем парткома гарнизона. Приходилось непосредственно заниматься с техникой, с механиками, летчиками. Осваивали новые типы самолетов. В 1989 году меня пригласили на должность «оргача» в дивизию. Это оргпартработа такая. Дивизия уже вошла в состав Черноморского Флота. Мы разворачивались, укрепляли юго-западное направление. Но в воздухе уже витало мнение, что СССР исчезнет. В дивизии я прослужил два года, затем прошел слух, что Россия останется сама по себе, а все республики – сами по себе. Служил я в Молдавской ССР, г. Тирасполь. Предполагалась переброска на Дальний Восток. Я посчитал необходимым написать рапорт и уволиться по состоянию здоровья. В мае 1985 года, когда мы двигались в сторону Кабула, подорвались на мине, и я получил сильную контузию.

— Уходят в прошлое афганские события, но до сих пор идут споры, осуждения, нужно ли было вводить войска в Афганистан. Каково Ваше мнение?

— Мое мнение до сих пор едино. Правильно сделали, что ввели нас в Афганистан. Сегодняшнее время показывает, что если не охранять южные рубежи нашей Родины, неизвестно, что станет со страной. Афган прошли более 650 тысяч человек, награждены орденами и медалями – 280 тысяч человек. Я за период боевых действий участвовал в операции «Паншерское ущелье», награжден медалью «За боевые заслуги». Был случай, что, высаживая десант, один на меня посмотрел и сказал: «Да, капитан, ты сейчас улетишь, а мы останемся», на что я ответил, что останусь с ними. Мы перекрывали проход караванов с оружием. Видел смерти, много смертей. Такое не забывается. Видел подземный холодильник – морг. Я нашел в себе силы войти туда и поклониться всем тем ребятам. Этот эпизод я запомнил на всю жизнь.

— 15 февраля объединит всех «афганцев», чтобы вспомнить давно минувшие дни, помянуть павших в боях, умерших от ран и ушедших из жизни уже в мирное время, поднять бокалы за тех, кто прошел суровую боевую школу. У Вас, Александр Анатольевич, есть возможность обратиться к каждому из них.

— Я бы объединил свои мысли каждому из них. Я бы им сказал: «Надо жить и помнить. Жить за тех, кто погиб, а помнить, чтобы это не повторилось».

— Спасибо Вам, Александр Анатольевич, за уделенное время! Низкий Вам поклон, и долгих Вам лет жизни под мирным небом!

— Спасибо, и Вы берегите себя!

Беседовал Андрей СВЕТЛОВ

Еще по теме:

Апрель 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Картина дня
3 апреля 2025, 10:05

Губерниев восхитился Дворцом единоборств в Брянске

Дмитрий Губерниев, известный спортивный обозреватель из России, был приятно удивлен великолепием Брянского Дворца единоборств, носящего имя Артема Осипенко. (далее…)

3 апреля 2025, 09:57

Брянский филиал фонда «Защитники Отечества» подводит первые итоги

Два года назад, по распоряжению Президента РФ, начал свою деятельность государственный фонд "Защитники Отечества", призванный оказывать поддержку участникам специальной военной операции. (далее…)

2 апреля 2025, 14:25

Губерниев и Богословская проведут церемонию награждения героев Паралимпиады-2024 в Брянске

В Брянске 2 апреля состоится торжественное вручение премии «Возвращение в жизнь», учрежденной Паралимпийским комитетом России. (далее…)

2 апреля 2025, 14:14

Александр Богомаз отметил значение XVIII церемонии награждения премией «Возвращение в жизнь»

Сегодня, 2 апреля, Брянский Дворец единоборств имени Артема Осипенко станет местом проведения XVIII торжественной церемонии вручения спортивной премии «Возвращение в жизнь». (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in