Руслан Пацагов: «У чеченского народа обострённое чувство справедливости»

22 сентября 2023

Влюблённый в русский Север, которому отдал полтора десятка лет тяжёлой работы, Руслан Пацагов не так давно перебрался в Брянск. Его младший брат по решению правительства республики занял должность главы представительства Чечни в Брянской области, а Руслан Шахидович стал его заместителем. Говорит, что младший брат не очень любит публичность и общение с прессой, потому эту трудную миссию взял на себя старший. Всё по справедливости.

Собственно, он старший теперь и для четырёхсот представителей чеченского народа, которые решили связать свою жизнь с Брянской областью. Здесь трудятся, растят детей, молятся в мечети на Рославльской в Брянске. Каждый из них может чему-то поучиться у Руслана Пацагова, у которого богатый опыт и оставшиеся в памяти рассказы родителей о горестном времени.

Первым знаком того, что закон справедливости был нарушен, стало для него место рождения. В 1958 году чеченские семьи возвращались из казахской ссылки в Старые Атаги. На станции Оренбург в семье Пацаговых родился мальчик Руслан. Так и записали в документе местом рождения далёкий город на границе Европы и Азии.

В 1976 году Руслан Пацагов окончил среднюю школу. Весной 1977-го ушёл служить в Советскую армию. Служил в Группе советских войск в Германии. После окончания службы поступил в Грозненский нефтяной институт (ныне Грозненский государственный нефтяной технический университет) имени академика М.Д. Миллионщикова.

Беседовать с Русланом Шахидовичем одно удовольствие: увлечённость, быстрота мысли, большие познания и та искренность, которая подчёркивается в том числе резкостью иных выражений. Сплеча не рубит, но если уж что-то не нравится, то скажет без обиняков и напористо, как будто чеченская шашка мелькнёт молнией. При этом − непременная улыбка и самоирония:

— Супруга сейчас в отъезде, и я не стесняюсь сам мыть полы или убирать. Как говорится, мой свинарник, за него и отвечаю. В нашей семье, как и в других чеченских семьях, слово матери и отца были законом, ни на йоту нельзя было отступить от него. Независимо от возраста. Я вот раньше курил, и до 45 лет мать ни разу не видела у меня в зубах сигареты — я по-прежнему боялся, прятался от неё. Казалось бы, я уже взрослый мужик, она мне ничего не сделает, а вот этот запрет как будто врос в меня с детства. Отец работал на нефтеперерабатывающем заводе начальником, хватало ему всяческих испытаний. Отец у нас был строгим и справедливым. И очень дисциплинированным. Было на кого в жизни равняться. Он трудился как ломовая лошадь: рано уезжал на работу, когда мы, дети, спали, и приезжал поздно, когда мы опять спали. Полноценно время с отцом мы проводили в выходные. Семья у нас многодетная — шесть человек. Отец говорил матери: «Воспитывай ты, а если не справишься, то уже я тогда». У матери были свои жёсткие правила, но я ей благодарен. Она всегда требовала, чтобы в доме был порядок, и каждый раз говорила: «Если у тебя дома чистота и порядок, то это половина залога, что ты будешь порядочным».

Руслан Пацагов горд тем, что был односельчанином всемирно известного артиста балета и эстрадного танцовщика Махмуда Эсамбаева. Из Старых Атагов вышло немало творческих людей, в том числе известный композитор и гармонист Рамзан Паскаев, виртуозность и насыщенные мелодии которого поражают любителей музыки.

Пацаговы жили в квартире, но все каникулы проводили у бабушки в селении, расположенном километрах в десяти от Старых Атагов. Там и бахчу пололи, и кукурузу убирали, и помидоры готовили к продаже. Если кто-то думает, что жизнь кавказских женщин в советские времена сильно отличалась от жизни брянских, то ошибается. Бабушка Руслана работала дояркой и в 4 утра уже шла на ферму −— три версты в дождь и снег.

— Женщина сейчас не будет так трудиться, — рассуждает Руслан Пацагов. — Мы нашим бабушкам и мамам в подмётки не годимся, нам все блага цивилизации подавай. А то поколение вынесло ужасный труд, особенно во времена послевоенной разрухи. Я был потрясён, когда узнал, что брянские женщины во время войны для строительства железнодорожной насыпи, которую строили втайне от фашистов, землю в подоле носили. Какое же чувство патриотизма было у наших бабушек и матерей!

Как раз патриотическая идея, которая по-новому была осознана во время специальной военной операции, побудила к тому, чтобы Грозный и Брянск начали движение друг к другу. В 2017 году города стали побратимами. Тогда праздновалось 199-летие Грозного. Договорились о сотрудничестве в культуре, науке, здравоохранении и образовании. Сказать, чтобы за это время преуспели во взаимодействии, нельзя. Но его необходимость ощущалась, и год назад правительство Чеченской республики приняло решение об открытии своего представительства в Брянске. Руслан Пацагов называет этот шаг хорошим и мудрым:

— Мы ведь ещё даже не осознали, каким полезным может и должно быть сотрудничество. У нас, например, с советских времён много пионерских лагерей. Их восстановили, сегодня это великолепные места отдыха для детей и здравницы. Я уже предложил руководству Брянска ввозить туда детишек — даже за счёт приглашающей стороны. В предгорье они будут становиться крепче. А какие виды! Я думаю, что Кавказ надо посещать как можно чаще всем жителям России, потому что он даёт силы. Мы с женой каждый год ездим в Кисловодск, а оттуда на субботу и воскресенье — в Грозный. Что называется, чаю попить дома. Конечно, для меня эти места вдвойне дороги. Оттуда уехал на север. Тянет туда до сих пор. В Брянск перебрался годом ранее. Бывал здесь лет десять назад, а теперь не узнал город! Он действительно похорошел. Поэтому вполне понимаю Рамзана Ахматовича Кадырова, который предложил продолжить службу в Брянске. Когда из Грозного нас направляли сюда, он сказал, что губернатор Александр Васильевич Богомаз — грамотный и крепкий хозяйственник: «Это будет во благо двух субъектов России. И тем более что Брянщина граничит с Украиной. Возможно, наши бойцы приедут охранять границу». Наши ребята были в одном из райцентров области на границе, члены нашей диаспоры выезжали три раза, отвозили им гуманитарные грузы, которые мы все вместе собрали. Теперь мы с братом в одном тандеме. И он ничего не делает без меня, и я ничего не делаю без него.

Устои Кавказа и сегодня немыслимы без института старшинства. Придерживаются его и четыре сотни чеченцев, которые живут в Брянской области. Некоторые из них приехали сюда 35 — 40 лет назад. Кто-то служил в армии, кто-то учился, для кого-то счастливым якорем стали иные обстоятельства. Земляки Руслана Пацагова на Брянщине в основном занимаются сельским хозяйством, лесопереработкой, строительством. Есть работники разных силовых структур, адвокаты. Все — созидатели. Встречаются по пятницам в мечети. После молитвы подолгу общаются. По словам Р. Пацагова, все довольны, что в Брянской области царит межнациональный лад, но за него тоже надо бороться:

— Мы всегда предупреждаем нашу молодёжь: «Ребята, чтобы не было никаких криминальных тем, особенно по отношению к местному населению». Когда мы отъезжали из Чечни, руководство нам сказало: «Если что-то наши натворили, то вы должны быть первыми на месте». Конечно, мы не собирается дублировать правоохранительные органы, наше дело — помогать, упреждать. Мои помощники тоже умеют контролировать обстановку в нашей диаспоре.

Лучшей чертой чеченского народа Руслан Пацагов называет обострённое чувство справедливости. По его словам, никогда чеченец, если кого-то рядом будут унижать, не пройдёт мимо. Независимо от того, земляк это или русский. Обострённое чувство справедливости не позволяет сбиваться с курса, изменять кодексу чести горца.

Кроме того, чеченцы гордятся своим братством.

— Вот был недавно в Твери, — рассказывает Руслан Пацагов. — Зашёл в кафе торгового центра. Ставлю блюда на поднос, слышу, кто-то разговаривает на чеченском. Оказалось, что ребята живут в Твери. Перекинулись несколькими словами − и все уже как дома. Я оглянуться не успел, как земляк уже оплатил мой обед, хотя я просил не делать этого. Но захотелось ему таким образом проявить своё уважение. Если наша молодёжь сидит, а рядом проходит старик или даже просто человек постарше, ребята обязательно встанут — это дань уважения. Из Брянска знакомые приехали как-то. Тоже идём мимо — молодёжь, парни подскакивают. Брянцы недоумевают: «А почему они вскочили?» Потому что так принято. Они встают и спрашивают, нужна ли помощь. Или что-то просто подсказать старшему человеку. Все эти обычаи впитываются с младенческого возраста.

Р. Пацагов как старший представитель чеченского народа в Брянске стал для остальных и воспитателем, и добрым наставником. Налажено тесное сотрудничество с ингушской, дагестанской, белорусской и другими диаспорами Брянщины.

На чём зиждется авторитет старейшины? Руслан Пацагов шутливо поясняет:

— Да, у нас слово старшего — закон, но ты не должен быть дурачком, ты обязан хоть чуть-чуть быть умнее остальных. Если я вижу, что кто-то не прав, то такой случай сразу разбираем. Мы должны вести себя так, чтобы наше имя связывалось только с созиданием. Раньше чеченцы в газетах были только бандитами и террористами, сейчас очистились от обидных определений, что нас радует. Нам дорого братство со всеми народами России. Мы же понимаем, что в одном государстве живём. У нас кроме России нет другого Отечества. И если разъединимся, то поодиночке всех задушат западные сатанисты. Руководство Чеченской Республики поддерживает Владимира Владимировича Путина, и мы рады, что идём в фарватере общей политики.

Разумеется, представители Чечни прекрасно понимают, что экономическое сотрудничество как нельзя лучше скрепляет братские отношения. Возможности промышленности Брянской области велики, что хорошо знают кавказцы. По словам Р.Ш. Пацагова, нет смысла покупать что-то в Новосибирске и тратиться на доставку грузов, когда тот же товар можно приобрести в Брянске:

— Нам тем проще развивать такие отношения, что наши представительства есть во многих областях России: Смоленской, Курской, Ростовской и других. Иногда просто бытовая помощь кому-то требуется…

По словам Руслана Пацагова, сам собой напрашивается туристический обмен между Брянской областью и Чечнёй, а также другими кавказскими республиками. Большинство россиян даже не представляет, какие замечательные курорты появились за последние годы, например, в Дагестане. В Чечне бурно развивается горнолыжный курорт. Великолепные бытовые условия дополняются возможностью путешествовать, общаться с гостеприимными людьми.

Руслан Шахидович полагает, что сейчас было бы разумным назначить кого-то из заместителей губернатора или главы администрации Брянска ответственным за развитие отношений с Чеченской Республикой:

— Первый шаг — открытие представительства в Брянске — уже сделан. Как только оживятся обмен туристами, торговля продуктами сельского хозяйства и промышленности, так сразу мы все почувствуем, что это и полезно, и здорово. Думаю, настала пора обменяться официальными делегациями. Мои земляки, гарантирую, окажут приём на высшем уровне. Это нужно нашим народам — народам России.

Александр Федосов

Фото из архива Р. Пацагова

Еще по теме:

17 мая 2024, 11:58
Россия сильная
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
17 мая 2024, 11:58

Россия сильная

Марина Дюбина, начальник отдела учета и отчетности районной администрации: (далее…)

17 мая 2024, 09:59

Брянский губернатор принял участие в международном экономическом форуме

Александр Богомаз принял участие в международном экономическом форуме «Россия — Исламский мир: KazanForum». (далее…)

13 мая 2024, 15:57

Услышь зов Родины

Андрей Лосов, воин-афганец, говорит: (далее…)

8 мая 2024, 21:11

В Выгоничском районе прошла патриотическая акция «Свеча Памяти»

Члены Всероссийской политической Партии "Единая Россия", волонтеры культуры, активисты Движения первых, юнармейцы, работники районного дома культуры зажгли свечи в память о погибших в годы ВОВ и специальной военной операции.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in